Программа

Гидрореабилитация детей с последствиями детского церебрального паралича. Семинар

24 учебных часа

Ольга
Гуляева

В современных условиях жизни, здоровых детей все меньше, а серьезные заболевания встречаются все чаще (ДЦП, аутизм, нарушения ЦНС и др.). Слушатели семинара освоят:
• теоретические знания об особенностях психомоторного и физического развития детей с ОВЗ,
• базовые знания о структуре, организации и методиках занятий,
• практические навыки работы в воде с разными возрастными группами и диагнозами.
 

Для начинающих специалистов, имеющих небольшой опыт или только планирующих начать работу с детьми с ОВЗ в условиях водной среды.

Рассматриваемые темы

1 ДЕНЬ

Тема 1. Угроза ДЦП у детей в грудном и раннем возрасте

— факторы риска, признаки нарушений цнс, предпосылки и сроки установления диагноза

ПРАКТИКА: Просмотр и анализ видео/фото фрагментов: определение отклоняющегося развития у младенца; выявление патологического мышечного тонуса и рефлексов.

Тема 2. Причины (этиология и патогенез), формы ДЦП, классификации (российская и европейская), уровни моторного развития по GMFCS

Психофизические особенности детей с ДЦП

Характер двигательных нарушений в соответствии с локализацией поражения мозга

Распространенность, разнообразие, сложность заболеваний и прогнозы реабилитации

Тема 3. Особенности первой встречи

—в возрасте от 2-х недель до 6-12 мес.; в возрасте 1-3года; в возрасте 4-8 лет; 9 лет и старше

— работа с семьей, сбор информации о ребенке, внешний осмотр, установление контакта, постановка первичных задач гидрореабилитации.

2 ДЕНЬ

Тема 4. Цели, задачи, принципы, периоды физического воспитания детей с ДЦП

Тема 5. Лечебное воздействие воды на организм ребенка с ДЦП

Водные методикив жизни ребенка с ДЦП (краткий обзор)

— акватерапия (ванны, души, талассотерапия, контрастотермия, сухая иммерсия и пр.)

— гидрокинезотерапия

— педагогическая гидрореабилитация

— лечебное и адаптивное плавание

— зарубежные и отечественные методики

ПРАКТИКА: Просмотр фрагментов видео занятий по разным методикам. Показания и противопоказания к занятиям гидрореабилитацией у детей с ДЦП

Тема 6. Требования к условиям организации занятий в воде

— объем воды, температура, акустика и освещение, инвентарь и оборудование, квалификация специалиста, допуск врача и пр.

Тема 7. Степень поражения в разных сферах жизнедеятельности ребенка с ДЦП и выбор формы занятий в воде

Учет нервно-психических, речевых и двигательных расстройств (моторный уровень) детей с ДЦП

Учет возраста, пола, весоростовых, интеллектуальных данных и уровня социализации детей с ДЦП

Тема 8. Структура индивидуальных и групповых занятий

— требования к организации занятий, многозадачность в оперативном и перспективном планировании занятий в воде

— рекомендации по работе в воде с младенцами с угрозой ДЦП

— рекомендации по работе в бассейне разных возрастных групп детей с ДЦП 1-3 моторного уровня с сохранным интеллектом

— рекомендации по работе с детьми, имеющими ДЦП и множественные нарушения здоровья и развития (4-5 моторный уровень).

3 ДЕНЬ

Тема 9. Особенности индивидуального подхода в гидрореабилитации детей с ДЦП

— патологические рефлексы, порочные двигательные стереотипы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса и подвижности суставов, деформации ода, вестибулярные, координационные, пространственно-временные, сенсорные нарушения, нарушения дыхания и речи, судорожный синдром и эпилепсия)

Тема 10. Нюансы практических приемов работы в воде

— вход в воду, поддержки, перехваты, вращения, балансировки, инвентарь и приспособления, погружения, техника безопасности

— особенности работы в ванной

— особенности работы на мелкой воде

— особенности работы на средней воде

— особенности работы на глубокой воде

— особенности работы в открытых водоемах, на море

ПРАКТИКА в ванной (просмотр фрагментов видео занятий)

ПРАКТИКА в бассейне (просмотр фрагментов видео занятий)

Анализ и обсуждение просмотренных занятий. Вопросы-ответы.

Тема11. Узкие вопросы гидрореабилитации детей с последствиями ДЦП:

Профилактика вторичных отклонений/нарушений здоровья и развития в условиях водной среды

Важные рекомендации по взаимодействию с семьей, медицинским сообществом, специалистами помогающих профессий, режиму тренировок и системностью

Коррекция двигательных нарушений

Важные рекомендации по работе с болью, плачем, страхом, манипуляциями, семейными укладами и привычками

Активизация психических процессов и коммуникации, познавательной деятельности, социальных навыков в условиях водной среды

Игры в воде с детьми при ДЦП

Гашение патологических рефлексов в условиях водной среды

Коррекция двигательных стереотипов, синкинезий, контроля тела в условиях водной среды

Методика преодоления водобоязни

Методика профилактики критических ситуаций, нежелательного поведения в воде ребенка с ДЦП

Приемы вертикализации, плотирования

Особенности и примеры погружений в воде при ДЦП

— риски, особые состояния (аномалии развития, гидроцефалия, эпилепсия, ларингоспазм, парезы лица, отсутствие кашлевого рефлекса, трахеостома, бульбарные синдромы)

— правила адаптации, последовательность, варианты усложнения,

— прикладные знания о возможностях и положительных эффектах освоенного навыка ныряния

Инвентарь, оборудование, приспособления, отягощения в работе с детьми при ДЦП в воде

Оценка эффективности занятий в условиях водной среды при ДЦП

Краткий обзор литературы по теме гидрореабилитации детей с последствиями ДЦП

Подведение итогов. Ответы на вопросы

* Дата, время и место проведения занятий могут изменятся организаторами.