Семинар

Гидрореабилитация для детей с нарушениями здоровья и развития. Введение. Семинар

32 учебных часа

Ольга
Гуляева

В современных условиях жизни, здоровых детей все меньше, а серьезные заболевания встречаются все чаще (ДЦП, аутизм, нарушения ЦНС и др.). Слушатели семинара освоят:
— теоретические знания об особенностях психомоторного и физического развития детей с ОВЗ,
— базовые знания о структуре, организации и методиках занятий,
— практические навыки работы в воде с разными возрастными группами и диагнозами.
— рабочая тетрадь с таблицами и рекомендациями по работе с детьми с ОВЗ в воде.
 

Семинар рассчитан на начинающих специалистов, имеющих небольшой опыт или только планирующих начать работу с детьми с ОВЗ в условиях водной среды.

Рассматриваемые темы

1 день

Основы физиологии и патологии внутриутробного и новорожденного ребенка, группы здоровья и группы риска новорожденного.
Характеристика нарушений психомоторного развития в грудном возрасте Особенности психофизического развития детей с ОВЗ в семье, причины плача младенца.
Правила первой встречи с семьей и их ребенком с ОВЗ, правила взаимодействия (ребенок с ОВЗ, родители, медики, парамедики, психологи).
Немедикаментозная оценка уровня здоровья ребенка (маршрут реабилитации).
Основные понятия и направления работы с использованием водной среды при нарушениях здоровья и развития в детском возрасте.
Свойства воды и водолечение, Метод искусственной локальной контрастотермии (ИЛК), метод сухой иммерсии, плавание.
Концепции и методики водных занятий для детей с ОВЗ: ватсу, халливик, миофасциальный релиз в воде, Birthlight (Берслайт), гидрореабилитация, гидротерапия, гидрокинезотерапия, лечебное-адаптивное-паралимпийское плавание, акватренинг, аквагимнастика (видео фрагменты).

2 день

I. Построение занятий с детьми с ОВЗ
Концептуальные подходы к построению и содержанию занятий в воде.
Учет медико-физиологических и психологических особенностей.
Учет специфических и типичных двигательных нарушений.
Педагогические принципы и этапы занятий с детьми с ОВЗ.
Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ, Коррекционно-развивающая направленность занятий в воде с детьми с ОВЗ.
Организация занятий с детьми с ОВЗ и материально-техническое обеспечение:
— Условия: ванна, бассейн, открытый водоем;
— Оборудование, инвентарь, приспособления;
 Формы занятий;
— Структура занятий;
— Требования безопасности;
— Средства и методы;
— Контроль и оценка эффективности;
— Планирование занятий с детьми с ОВЗ;
— Работа с родителями детей с ОВЗ.

II. Методики
Методика работы в ванне с детьми с ОВЗ на первом году жизни:
— нарушения мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус, мышечная асимметрия);
— задержки психомоторного развития (двигательные нарушения, ЗПР, ЗРР, ЗПМР, РАС);
— гипотрофия, гипотония, рахит;
— недоношенность;
— генетические;
— слепые, глухие;
— аутизм, болезнь Дауна;
— эпилепсия, судорожная активность;
— угроза ДЦП;
— наиболее распространенные диагнозы (ДТБС, ВВС, СПНРВ, СММД и др).
Методика работы с детьми младенческого и раннего возраста с ОВЗ.
Комбинированные формы работы (индивидуально, в триаде, семейное плавание, инклюзивные групповые занятия, элементы халливик).
Методика работы с дошкольниками.
Игровой метод, сенсорная среда, лечебное плавание (травматология, ортопедия, заболевания ССС, ДС, НС, пищеварения и мочевыделения).
Методика адаптивного плавания с детьми разных нозологических групп.
Способы перемещения инструктора/ тренера на мелкой и средней воде.
Способы перемещения и поддержек ребенка инструктором/ тренером на глубокой воде.
Методика преодоления критических ситуаций в воде.

3 день

I. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП)
Причины (этиология и патогенез), классификации (российская и европейская), формы ДЦП.
Степень поражения и выбор методики занятий в воде.
Учет нервно-психических, речевых и двигательных расстройств детей с ДЦП.
Учет возраста, пола, весо-ростовых и интеллектуальных данных детей с ДЦП.

II. Ключевые вопросы организации занятий с детьми при ДЦП в условиях водной среды
Показания и противопоказания к занятиям гидрореабилитацией у детей с ДЦП.
Требования к условиям организации занятий (объем, температура, акустика и освещение, инвентарь и оборудование, квалификация специалиста и пр.).
Инвентарь, оборудование, приспособления в работе с детьми при ДЦП в воде.
Лечебное воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП.
Цели, задачи, принципы, периоды физического воспитания при ДЦП.
Профилактика вторичных отклонений/нарушений здоровья и развития в условиях водной среды.
Коррекция нарушений, активизация психических процессов и познавательной деятельности в условиях водной среды.

III. Методические указания и методики занятий с детьми при ДЦП в условиях водной среды
Гашение патологических рефлексов в условиях водной среды.
Коррекция двигательных стереотипов в условиях водной среды.
Методика преодоления водобоязни.
Методика профилактики критических ситуаций, осложнений в воде.
Игры в воде с детьми при ДЦП.
Приемы вертикализации, плотирования, погружений в воде при ДЦП.
Оценка эффективности занятий в условиях водной среды при ДЦП.

IV. Краткий обзор современного водного оборудования и реабилитационных направлений
Подъемники и приспособления транспортировки для бассейнов.
Подводные и надводные тренажеры.
Специализированные бассейны.
Водные реабилитационные программы и направления (дельфинотерапия, халливик, ватсу и др.).
Обучение плаванию и участие в паралимпийских соревнованиях при ДЦП.


Подведение итогов

* Дата, время и место проведения занятий могут изменятся организаторами.